Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА       

                      

Петражицкий Л.И.

ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА И ТЕНДЕНЦИИ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

С. 191 192, 204207

 

[...] Для определения природы государственной власти следует различать разные виды и разновидности этих правоотношений.

Прежде всего, следует различать: 1) общие власти и 2) специальные.

1) Под общими властями, или правами власти, следует разуметь правоотношения, состоящие из: а) общих правовых обязанностей послушания, т.е. обязанностей повиноваться всяким велениям дру[340]гой стороны, каково бы ни было их содержание, или всяким велениям за исключением некоторых, особо изъятых и б) общих обязанностей терпения воздействий, т.е. терпения всяких воздействий, в том числе, напр., телесных, членовредительных наказаний, смертной казни, со стороны властителя, или всяких за исключением некоторых, особо изъятых, напр., смертной казни (неограниченные и ограниченные особыми изъятиями общей власти).

2) Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, т.е. ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних права других. Напр., власть председателя собрания ученого общества, законодательного собрания, митинга и т.п. есть специальная власть, право на терпение известных только действий и подчинение только известным распоряжениям со стороны прочих членов собрания, а именно только таких действий и распоряжений, которые относятся к соблюдению надлежащего порядка обсуждения подлежащих вопросов (а не, напр., к частной, домашней жизни членов собрания). [...]

[...] По господствующему мнению существенным элементом и признаком государства считается, между прочим, наличность определенной территории. Традиционно различаются в государстве три элемента: территория, население и государственная власть (причем не выяснена и спорна природа последнего элемента). Ввиду этого следует особо подчеркнуть, что с точки зрения психологической теории государственной организации, как эмоционально-интеллектуальных явлений указанного выше рода и соответственного координированного поведения (и с точки зрения начал научной классификации, независимой от привычек называния и соответственных ассоциаций идей), оседлость, наличность определенной территории, не имеет классификационного значения. И соответственные кочевые социальные группы или бывшие оседлыми, но в данное время передвигающиеся на другие территории под властью и предводительством своих князей, царей, ханов и проч. (ср. историю Европы и Азии, эпоху передвижения народов, странствование израильского народа и т.п.) подлежат включению, при наличности указанных выше других признаков, в класс государства.

Верховная власть в государстве принадлежит (т.е. проецируется, приписывается народной правовой психикой) разным существам. В теократических государствах она принадлежит божествам; фактическое управление ведется здесь жрецами или иными наместниками подлежащего божества, как иерархически подчиненными субъектами власти. В светских государствах она принадлежит отдельным лицам, монархам или коллективным учреждениям, напр., верховным советам, парламентам. Если для юридической действитель[341]ности (обязательности) распоряжений субъекта верховной власти не требуется ничьего согласия, то это самодержавная власть, в противном случае- не самодержавная, называемая ограниченною.

Наряду с верховной общей властью в государствах имеется множество подчиненных ей иерархически властей, находящихся между собой отчасти в отношении дальнейшего иерархического подчинения, отчасти в отношении преймущественности без иерархического подчинения. Причем подчиненные власти имеют обыкновенно характер не общих, а специальных социальных властей. Иногда они имеют, впрочем, характер общих властей, простирающихся на все государство (напр., в теократических государствах власть наместника божества) или на отдельные территориальные или иные части его (напр., власть наместников провинций иногда имеет характер общей власти).

По функциям, осуществляемым субъектами верховной и подчиненных властей, принято различать власть законодательную (функция издания законов, ср. ниже), судебную (решение юридических споров с обязательною для обеих сторон силою) и исполнительную (исполнение законов и судебных решений, вообще управление в пределах общих норм права и судебных решений). [...]

 

Печатается по: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М., 1998, 944 с. (Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается начало текста на следующей  странице печатного оригинала данного издания)